вторник, 24 июня 2008 г.

между идеализмом йогачаров и безграничным скептицизмом мадхьямиков

между идеализмом йогачаров и безграничным скептицизмом мадхьямиков. Ученик Шантиракшиты, Камалашила написал на это сочинение весьма объемистое толкование," Tattvasamgrahapafijika, в котором подробно разъясняет каждое слово сочинения своего учителя. Оба эти сочинения являются основным текстом для вновь возникшей школы мадхьямиков-йогачаров. Среди брахманистов первым писателем после междуцарствия, занятого господством буддистов, был Шридхара, живший в конце X века. В своем сочинении Nyayakandali он весьма подробно разбирает мнения как буддистов Дхармоттары и др., так и мимансаков Кумарилы и пр. Из этого Бо-дас53 не без основания выводит то заключение, что Шридхара был первым выдающимся брахманским писателем, занявшимся ньяей после них. До него буддисты были главными работниками в этой области. Их противниками со стороны брахманистов были мимансаки и ведантисты. Брахманские най-яики или молчали, или не существовали. Но в позднейших сочинениях, причисляющих себя к школе ньяя. буддийская логика уже не играет никакой роли. Она забыта. Кое-где еще видны отголоски старой отживающей полемики, но авторы спорят по традиции. Вследствие привычки индийских авторов не называть противника по имени, они большей частью даже не знают, что учение или мнение, К ИСТОРИИ ИНДИЙСКИХ 41 ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМ против которого они по традиции спорят, принадлежит буддистам. Таким образом, философия Дигнаги и Дхармакирти есть лишь эпизод в истории индийской школы ньяя. Несмотря на то, что по своему внутреннему значению она представляет собой наиболее ценное из всего того, что создала древняя Индия в области философии, она на индийской почве имеет лишь временное значение фермента, оказавшего оживляющее влияние на прочие брахманские системы. Различные неблагоприятные исторические условия способствовали тому, что в самой Индии философия эта была забыта, рукописи сочинений не переписывались и исчезли, и если бы не тибетские переводы и некоторые случайные находки, мы, может быть, никогда не знали бы о той роли, которую играли буддийские философы в истории индийской брахманской философии, и никогда не получили бы возможности ознакомиться непосредственно с этими сочинениями, внутреннее значение коих, во всяком случае, не уступает самому лучшему, что было создано брахманистской философией. самарское производство

Комментариев нет: