вторник, 24 июня 2008 г.
190 Большинство школ признает первенствующее значение вос- 191 приятия среди всех источников знания,
190 Большинство школ признает первенствующее значение вос- 191 приятия среди всех источников знания, сходясь в этом отчасти с чарваками, которые вовсе не признавали остальных источников вследствие их второстепенного значения. Но с этим не соглашается Дхармоттара (NBT. 6. 15). По его толкованию, которое вполне верно передает учение Дигнаги и Дармакарти, оба источника познания и восприятие, и умозаключение совершенно равноправны, один без другого в действительности существовать не может. Восприятие столько же зависит от умозаключения, сколько умозаключение от восприятия, так как уже в простейшем восприятии содержится синтетическая деятельность мышления, которое составляет сущность умозаключения или суждения. Насколько прав был в этом пункте Дхармоттара, мы покажем при анализе учения о восприятии и умозаключении. V ВОСПРИЯТИЕ Определение восприятия у Дхармакирти. Обыденное определение. Идеалистическое понимание роли чувств в познании. Чувства пассивная сторона познания. Определение с точки зрения единичного наблюдателя. Функция восприятия. Участие мышления в восприятии. Отличие восприятия от мышления. Отличие его от иллюзии. Различие между знанием иллюзорным и противоречащим опыту. Два значения термина 'восприятие' у Дхармакирти: восприятие чистое и восприятие опытное. Дхармакирти определяет восприятие как такой источник нашего познания, который отличается от мышления и в то же время не представляет собой иллюзии, или обмана чувств (NB. 6. 15). Вторая часть этого определения указывает на то, что имеется в виду дать определение правильного восприятия как источника правильного опытного знания в отличие от ложного восприятия, или обмана чувств. Это для индийской философии нечто само собой разумеющееся, так как во всех системах соответственные рассуждения помещаются в отделе о pramana, т. е. 'источниках правильного познания' или, собственно, доказательствах истины. Восприятие интересует философа не с психологической, а логической или гносеологической стороны. Продвижение услуг
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий