вторник, 24 июня 2008 г.

22—23). Прашастапада причисляет отрицательное суждение к умозаключениям и в этом несомненно следует

2223). Прашастапада причисляет отрицательное суждение к умозаключениям и в этом несомненно следует буддистам (РВ. 225), но он так же полагает, что небытие есть нечто реальное, имеющее объективное основание в действительности. Шридхара (NK. 228. 26229 2) по этому поводу замечает: Тем, которые говорят, что не стоит рассуждать об особом способе познания объектов, имеющих форму небытия, так как они не существуют, нужно поставить воспрос: что служит основанием нашей мысли, когда мы говорим 'этого нет'. Если ты ответишь, что ничего, то ты протянул руку махаянистам, по мнению которых представления не происходят от реальных объектов (Ye punar evam ahull. Abhavarupasya prameyas-yabhavan na sadhyi tasya pramanacinteti, ta idarh prastavyah. Nastitisamvidah kim alambanam. Yadi na kincid dattah svahasto niralambanarh vijnanam icchatarh mahayanikanam). Позднейшие вайшешики, начиная с Шивадитьи,** причисляют категорию небытия к прочим категориям бытия, и получается таким образом 7 категорий: субстанция, качество, действие, общее, частное, ингеренция и небытие. В таком виде учение реального небытия удержалось в соединенной школе ньяя-вайшешика до наших дней (ср. TS. 2). Из прочих философских систем, санкхья стояла на той же точке зрения, как и Ватсьяяна. т. е. что отрицательные суждения рассматривать не следует, так как к ним применимо все, что говорилось об утвердительных (ср. Махадева на SS. I. 88). Ведантисты школы Шанкары и в этом вопросе как почти во всех других, приняли точку зрения буддистов. 7 Ср. Bodas. Р. 41-567 Ср. Vedantaparibhasa, л. 26. За исключением этих последних, все противники буддистов стояли на той точке зрения, что небытие есть нечто реальное, которое познается или через обыкновенные источник познания, или через специальный источник отрицательного знания. Буддийские же философы противопоставляли этому взгляду свое объяснение, согласно которому в отрицательном суждении познается не небытие отсутствующего объекта, а бытие его субстрата, на котором небытие отрицаемого объекта является воображаемым, а отнюдь не реальным. авиабилеты италия

Комментариев нет: