вторник, 24 июня 2008 г.

1. 30 именно на этот-то взгляд как раз и намекает. Против предположения, что эта сутра может быть п

1. 30 именно на этот-то взгляд как раз и намекает. Против предположения, что эта сутра может быть позднейшей вставкой, говорит то, что она находится в логической связи как с предшествующими, так и с последующими сутрами; между тем, формулировка определения восприятия и его генетическое отличие от мышления (kalpanapodham) всеми источниками единогласно приписывается Дигнаге. Остается предположить, что Дигнага в этом вопросе не был абсолютно новатором, и что, быть может, раньше него у Васубандху (?) имелись сходные взгляды. целом дереве или создаем соответственное представление. Представление дерева создается синтезом (NVTT. 261. 7: рга-tisamdhanajeyarn vrksabuddhih), причем мы непосредственно воспринимаем только одни части и заключаем о сопутствующих им других частях, поэтому восприятие есть только вид умозаключения (NVTT. 261. 8). Кроме того, прежде чем создастся у нас воспринятое представление дерева, мы должны отличить его от всего того, что не есть дерево (См. NV. 211. 4: avrksapratisamdhanaja vrksabuddhih), что опять-таки является делом синтеза мышления и, следовательно, умозаключения. Таким образом, во всяком восприятии содержится целый ряд умозаключений. Непосредственного восприятия вещи, имеющей форму дерева, не существует (NVTT. 261. 24: ma bhud vrksarupadharmigrahah). Действительно, воспринимаются единичные 'моменты', цвет, вкус, запах и т.д. (NV. 212. 20), без всякого определения их отношения к другим таким же 'моментам'. Представление, в коем вещь объединена вместе со своими качествами (samudaya*54), есть единственный результат нашего познания как в восприятии, так и в умозаключении. Это представление, отнесенное к 'моменту' как реальному субстрату создано мышлением, на основании того феномена 'сходства', который составляет активную сторону нашего познания. Поэтому источник познания и результат его как в восприятии, так и в умозаключении есть само знание, а мы уже видели, что таким отождествлением источника и результата познания имелось в виду ответить индийским реалистам в том смысле, что знание не имеет внешнего источника. Интернет Реклама

Комментариев нет: