вторник, 24 июня 2008 г.
В «Брихадараньяка-упанишаде» описывается несколько иное отношение времени к брахману
В Брихадараньяка-упанишаде описывается несколько иное отношение времени к брахману. Брахман есть сущность и первопричина всего сущего, из него сначала произошло пространство, а затем, уже из пространства произошло и время (III. 8. 610). Время тут не отождествляется с брахманом, а происходит от него, и не непосредственно, а через ака^а; оно лежит у ног брахмана, как поэтически выражается автор этой упани-шады. Производство времени от ака^а, как увидим, было принято так же и в системе санкхья (см. ниже). В этой же теории кроется причина того, что вопросом о времени совершенно не занимается система веданта в позднейшей ее форме. Ни у Бадараяны, ни у Шанкара-ачарьи не находим никаких рассуждений о времени, тогда как акаса имеет свое определенное место в их мировоззрении, и отношение его к брахману у них подробно разбирается. Между тем, если и можно допустить, что Бадараяна стоял еще на старой точке зрения упанишад и системы санкхья и считал, что акаса обнимает собой как время, так и пространство, то совершенно нельзя допустить, чтобы на той же точке зрения стоял Шанкара. Хотя он нигде не распространяется о времени, но для него не было в том никакой необходимости. Взгляд его на время ясен сам по себе, если принять во внимание его основную точку зрения: он отождествляет мир явлений, в котором все изменяется во времени, с духовной субстанцией, брахманом, в котором нет ни смены явлений, ни времени. Хотя Шанкара жестоко нападает на буддистов, отрицавших реальность внешнего мира,62 но сам он признает эту реальность только с эмпирической точки зрения.65 В действительности существует лишь один брахман, и он не подвержен никаким изменениям. С этой точки зрения, следовательно, времени нет вовсе, так как нет ни смены душевных явлений, ни перемены в объектах внешнего мира. Такой взгляд близок, следовательно, к буддийскому отрицанию времени (kalo nasti).64 С эмпирической же точки зрения признается как существование смены душевных явлений, так и перемены в внешнем мире. С этой точки зрения, брахман создает, управляет и периодически уничтожает видимый мир, причем процесс этого периодического созидания и уничтожения мира повторяется бесчисленное число раз в течение бесконечного времени. Строительство Дома
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий